К вопросу о важном и второстепенном вокруг акции Pussy Riot...(С) Сергей лукашевский
После того как суд оставил под стражей Надежду Толоконникову и Марию Алехину, стало очевидно, что, какой бы приговор ни был вынесен в итоге, две участницы Pussy Riot на два месяца тюрьмы уже фактически осуждены.
Общественность ломает копья вокруг вопроса: какое наказание адекватно за действия Pussy Riot в храме Христа Спасителя или наказания вообще не должно быть. На мой взгляд, это спор о второстепенном, за которым теряется главное.
Несмотря на внешнее сходство с антихристианскими акциями, клип Pussy Riot направлен не против христианской веры и христианских обрядов. Девушки не сказали ничего дурного ни Христе, ни о Богородице, ни о Библии (ср., например, с польским скандалом вокруг певицы Доды. Из текста песни явствует, что настоящая мишень Pussy Riot – руководство РПЦ. Защищая, по выражению о.Всеволода Чаплина, «священный амвон», священноначалие РПЦ пытается оградить себя от критики. Да, критика не обязательно высказывается тихим интеллигентным голосом - она может выражаться панковским рваным речитативом. В особенности если в обществе пытаются установить на нее негласное табу. «Церковная хвала прогнивших вождей» – это не про Христа, это про священноначалие РПЦ, которое, как мы знаем, благодарноПутину за высокую отдачу его труда рабом на галерах.
Говорить о тех вызовах, которые в действительности бросает акция Pussy Riot церкви и обществу, с светской, внешней позиции нетрудно. Иное дело - изнутри христианской веры и церкви. У меня не нашлось подходящих слов. Моей жене Екатерине Хмельницкой это удалось. Поэтому ниже ее текст.
КОГДА ПРИХОДЯТ «ПУСИ», ИЛИ ТОРЖЕСТВО ФАРИСЕЙСТВА«Пуси». Многие хорошие приличные люди чувствуют себя задетыми, оскорбленными. Добрые и честные христиане, отправившие письмо патриарху (жест, без сомнения достойный всяческого уважения и поддержки), тоже огорчены и расстроены. Хотя и просят снизойти к хулиганкам, взывая к милосердию и человеколюбию... М-да... Наверное, с моим христианским самосознанием что-то не в порядке.
Я не чувствую себя оскорбленной.
Никто не нарушал моей приватности во время личной молитвы или участия в общем богослужении. А храм – это не частный особняк, находящийся в собственности у настоятеля, общины или РПЦ. Даже если последнее верно юридически.
Храм – дом Божий.
Чувствует ли Себя оскорбленным Бог? Этого я не знаю. Но совершенно уверена, что в сложившихся обстоятельствах Он не нуждается ни в чьей защите. Во-первых, потому что Он вообще не нуждается. И уж точно не нуждается в защите посредством Уголовного кодекса.
«”Пуси” ведут себя в храме грубо и непристойно в отсутствие богослужения»:
За 20 лет жизни в церкви я неоднократно наблюдала, как православные христиане разнузданно ведут себя в о в р е м я богослужения: обзываются, дерутся, и используют ненормативную лексику по адресу братьев и сестер по вере, что лингвистически и содержательно является святотатством и хулой на Богородицу. Однако я ни разу не наблюдала, чтобы в их отношении применялись меры пресечения с помощью правоохранительных органов или судебно-исполнительных структур. До сих пор верующим людям было очевидно, что кесарево, что Божье и Кто воздает.
«”Пуси” ведут себя в храме нетрадиционно»:
Напротив, осознанно или неосознанно девочки апеллируют к обширной и глубокой традиции. Первым делом к традиции сугубо православной, не характерной для других христианских конфессий, а именно к традиции юродства. Особая миссия и «харизма» юродивого заключалась в эксцентричном, провокативном поведении и намеренном нарушении социальных норм и общественной морали с целью обличения нравов и власть предержащих.
Юродивые ели сырое мясо во время поста, заходили в храм нагишом, носили одежду, не соответствующую полу, и имитировали половой акт на солее. И никто не обижался ни за «пресвятое паникадило», ни за «пречистый подсвечник» (какое все-таки восхитительное завораживающее фарисейство!), и уж точно никому не приходило в голову сажать юродивого под арест. Кроме разве отдельных иродов, вроде Ирода Четвертовластника, который хоть и посадил Иоанна Крестителя в тюрьму, но навещал его - «и много делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6.20.) Правда потом все равно убил, но нехотя, и долго жалел. (Все из-за женщины.)
К слову, ветхозаветные пророки, с коими стилистически и по сути соотнесен Иоанн Креститель, также близки к традиции юродства, точнее, она к ним: ходили лохматые и неопрятные, ругали всех страшно, а все их, наоборот, уважали.
Что до Ирода – так ведь «нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Девочки и поют: «Богородица, прогони». Кто нынче за Ирода, того и прогони. Что ж тут удивляться?
Задействуется следующий пласт культурной традиции, в просторечье «великой русской литературой» зовется.
Хорошо, может, «Пуси» и молятся, но как-то не благолепно. Прыгают, струны дерут, завывают очень некрасиво. У меня с детства слабые нервы, поэтому я сильно не люблю рок- и панк-культуру и имею массу содержательных расхождений с феминизмом. Мне не нравится. Однако ж это вопрос личной вкусовщины. Давид плясал перед ковчегом, и многим это не нравилось. Зато нравилось Богу.
В эфиопской церкви наши братья во Христе скачут во время литургии, как горные козлы, и стучат в тамтамы.
Мне было бы неловко. Полагаю, им со мной тоже.
Это еще один пласт «широкой христианской мультитрадиции».
Однако «Пуси» все же не похожи на глубоко воцерковленных людей, а судить об их личных отношениях с Богом на основе имеющихся данных трудно.
Кажется, все-таки мы имеем дело с представительницами секулярной культуры. И, по-моему, перед нами неожиданный и чудный феномен. Миссию обличения церкви, находящейся в сомнительных институциональных сношениях с властью, берет на себя светская культура, ситуативно и стихийно персонифицировавшаяся в «Пусях».
Конечно, за последние 150 лет (разумеется, за вычетом советских гонений) такое в России случалось не раз. Тем паче – ценен контекст.
Воистину мы живем в эпоху нового средневековья и, похоже, новой инквизиции. В те времена, кстати сказать, судебную инициативу, поочередно усердствуя, брала на себя то светская, то религиозная сторона. В зависимости от условий века и конкретного государства. В нашем случае они действуют в сговоре, но делают вид, что едва знакомы.
Предыдущее поколение христиан жило в эпоху церкви гонимой и униженной. Это было страшно и трудно.
Страшно трудно. Но сколько было радости и веры. Мы живем в эпоху церкви торжествующей. И это торжество фарисейства. И это страшно и стыдно.
Когда церковь занята бизнесом и политическими дрязгами, в то время как на улицах мрут бездомные, а власти при молчаливом согласии и тайном удовлетворении архиереев сносят приют, который строил на свои нищенские средства нищенствующий орден сестер матери Терезы...
Когда церковь оказывается неспособна к проповеди Христа ни современным (то есть своевременным) словом, ни насущным делом, зато виртуозно выдавливает со своей" канонической территории" тех христиан, которые к этому более чем способны и имеют опыт слова, подкрепленного действием, и действия, освященного словом...
Когда рядовой прихожанин не может пикнуть, чтобы не подвести под монастырь своего настоятеля и с ним весь приход...
Когда рядовой иерей не смеет пикнуть, чтобы молниеносно не лишиться храма, который строил своими руками и чуть не на свои сбережения, и не быть сосланным с семьей и детьми к черту на куличики проповедовать на болотах или, что еще надежней, в за штат...
Когда церковь в нашем лице не только не способна привести людей ко Христу, но искажает Его Образ своей глупостью, косностью, мракобесием и служением каким угодно кумирам (даже если этот кумир нравственность, как мы ее поняли) кроме Самого Христа...
Когда иерархи какают в золотой унитаз, живут в миллионных дворцах и в грош не ставят ни нужды, ни мнения клира и паствы...
Тогда в храм врывается трехгрошовая опера, панк-опера, цирк, карнавал, мистерия-буфф. Торжествующий фарисей глух к словам, остается жест.
Когда церковь оказывается неспособной к самообличению, покаянию и обновлению, тогда приходят «Пуси».
И христиане, вечно грешащие ленью, трусостью и попустительством злу, должны со смирением и благодарностью принять обличение от мирских людей, как Божью весть.
Потому что мы-то знаем, что Бог приходит к нам (кроме отдельных случаев святых и подвижников) через других людей и, как правило, эти люди выглядят и ведут себя совсем не так, как мы ждем. Бог не оправдывает ожиданий, Он обескураживает и удивляет.
(С) Екатерина Хмельницкая
http://grani.ru/blogs/free/entries/196421.htmlП.С.
Текст песни "Богородица Путина прогони", группа PUSSY RIOT:
(Хор)
Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
(конец хора)
Черная ряса, золотые погоны
Все прихожане ползут на поклоны
Призрак свободы на небесах
Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах
Глава КГБ, их главный святой
Ведет протестующих в СИЗО под конвой
Чтобы Святейшего не оскорбить
Женщинам нужно рожать и любить
Срань, срань, срань Господня
Срань, срань, срань Господня
(Хор)
Богородица, Дево, стань феминисткой
Стань феминисткой, феминисткой стань
(конец хора)
Церковная хвала прогнивших воджей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок - принеси ему денег!
Патриарх Гундяй верит в Путина
Лучше бы в Бога, сука, верил
Пояс девы не заменит митингов -
На протестах с нами Приснодева Мария!
(Хор)
Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони...
(конец хора)