Сегодня с утра сидели за чашкой чая с давнишним приятелем, иностранным корреспондентом в Москве, и обсуждали обстоятельства убийства нашего общего знакомого, Бори Немцова. Так как уже очевидно, что это громкое преступление - не результат пьяной уличной ссоры, а хорошо организованное "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" (ст. 277 УК РФ), интерес вызывает его возможный заказчик (заказчики). В результате обмена мнениями вырисовались основные версии. Точнее, группы версий.
Первая группа версий - внутренняя:
1. Путин.
Это самая невероятная версия, которую всерьез не обсуждает никто, кроме тех, кому ее обсуждать положено (Яшин, Милов, Илларионов, Порошенко и пр.). Хотя бы потому, что Путин является самой пострадавшей с политической точки зрения стороной. К тому же ВВП всегда держал некогда данное им слово не трогать членов семьи (в широком смысле) Ельцина, что бы они ни вытворяли. Именно поэтому и Немцов, и Касьянов могли смело бороться с режимом - они знали, что у них есть иммунитет похлеще депутатской неприкосновенности.
2. Борцы за "Русский мир"
В этом случае вообще нет внешнего заказчика. То есть люди по идейным мотивам решили убить Немцова и сами же его и убили. В качестве вариантов таких групп может выступать подполье вроде БОРН (пример - Никита Тихонов и Евгения Хасис, совершившие убийство адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой), либо идейные сторонники "Русского мира", добровольцы самообороны Крыма и ополчения Донбасса - условно говоря, "стрелковцы".
Версия представляется маловероятной по двум причинам:
Во-вервых, все они не рассматривали Немцова как реального врага. Одни его не воспринимали как серьезную, влияющую на что-то фигуру, другие даже сотрудничали в рамках "координационного совета оппозиции". Поэтому если бы они и задумали кого-то убивать, то уж скорее Суркова.
Во-вторых, судя по первым результатам расследования, организация убийства Бори была делом весьма непростым, и в него было вовлечено множество людей (слежка, планирование, координация и т.п.). Учитывая инфильтрированность агентурой всех националистческих организаций, об их замыслах на Лубянке было бы известно на следующий день. Не думаю, что ФСБ позволила бы им осуществить задуманное, обрекая Кремль и себя на весь этот геморрой.
3. Внутрикремлевская хунта
Эта версия исходит из предположения, что в руководстве силовых структур (а, возможно, и в окружении Путина) существует некая организация, которая выступает более жесткий курс как ко внешней, так и во внутренней политике. Эта группа считает, что Путин в угоду Западу сливает проект "Новороссия" и не предпринимает никаких решительных действий в отношении "пятой колонны" в России. Убийство Немцова - это своеобразный намек Путину, что не надо миндальничать, а то слабого стерха могут заменить на более сильного.
Версия заслуживает внимания и представляется правдоподобной, так как в ней присутствует и мотив, и реальные возможности по организации дерзкого и показательного убийства под стенами Кремля. Главный недостаток - объект. Если бы подобная организация решилась на теракт, то его жертвой, вроятнее всего, стал бы не Немцов, которого никто всерьез не воспринимал, а кто-то из близких Путину и реально влиятельных либералов. Например, Кудрин, Греф или Чубайс.
4. Ходорковский
Очень интересная и вполне правдоподобная версия. У МБХ есть не только глубоко личный мотив подставить Путина, связанный с десятью годами, проведенными за колючей провлокой. Эта версия отвечает на вопрос Cui prodest? Ходорковскому, человеку с большими амбициями и замашками на шапку Мономаха, сейчас нужно поднять граудс борьбы с режимом и одновременно полностью подмять под себя оппозицию, убрав лишние фигуры. Убийство Немцова решает обе задачи.
Во-первых, у оппозиции появляется свой великомученик, павший от рук кровавого режима, и теперь на митинги можно ходить под лозунгом "БорисЬ". С другой стороны, Боря был очень неудобным партнером по коалиции. У него ведь тоже были большие амбиции и огромное, гипертрофированное самомнение. При этом его бэкграунд несостоявшегося преемника Ельцина и "подельника Чубайса", причастного к приватизации, залоговым аукционам и разграблению страны, очень сильно портил имидж не только ему, но и Ходорковскому. Боря ведь всегда мог напомнить Мише, кому тот обязан своим состоянием.
Во-вторых, окончательно вырисовывается тандем Ходорковский-Навальный. Например, харизматичный Навальный становится президентом, а системный Ходорковский - премьер-министром, при условии изменения конституции и передачи полномочий от президента к парламенту и правительству. В условиях, когда роли заранее распределены, валить режим гораздо проще.
В связи с вышеизложенным, на месте Михаила Михайловича Касьянова я бы очень обеспокился вопросами личной безопасности. Ведь он во всей этой раскладке явно лишний. Да и его неотмываемые "два процента" очень мешают завоеванию любви народных масс.
http://i_m_ho.livejournal.com/2422938.html