http://ru.euronews.com/2016/06/03/mikhail-khodorkovsky-russia-deserves-better/Цитата:
euronews:
“Вы говорите об этом, а в это время экономика России серьезно страдает – и не только от падения цен на нефть, но и от санкций. Вы, очевидно, имеете глубокое желание революции в России. Как вы думаете, могли бы ее зерном стать экономические трудности, от которых сейчас страдают обычные россияне?”
Михаил Ходорковский:
“Санкции имеют существенное символическое значение, но, при этом, мы прекрасно понимаем, что если бы экономика России развивалась нормально, если бы мы имели на сегодняшний день нормальное качество государственного управления – не отличное, а просто нормальное, то люди бы жили гораздо лучше, и цены на нефть не имели бы столь оглушающего (по крайней мере, в психологическом плане) воздействия. К сожалению, мы с вами прекрасно знаем и понимаем, что современное управление невозможно, когда все в стране решает один человек .Сколько бы угодно умным он ни был, но если общество не вовлечено в процесс управления, если не существует разделения властей, если не существует нормально созданных государственных институтов, ни о какой стабильности реально речь идти не может. А если нет стабильности, то нет и нормальной экономики. Смотрите сами – о чем сейчас западные страны могут договариваться с Путиным? Он же не может отвечать за свои слова. Его слова не поддерживаются никакими институтами. Все договоренности с ним – только краткосрочные, до тех пор, пока он сам лично их гарантирует. А у него настроение меняется, он человек. А институтов нет. Вот в этом наша основная проблема, а не в ценах на нефть и не в санкциях”.
euronews:
“К вопросу о санкциях – вы думаете, что они должны быть отменены?”
Михаил Ходорковский:
“Я считаю, что этот вопрос решать Западу. Мы решим наши проблемы вне зависимости от того, будут санкции или их не будет. Я считаю, что политика Запада по отношению к России должна основываться на понимании факта, что свои проблемы Россия может решить только сама. То, что Запад может – он может помочь новой российской политической элите состояться. Он может помочь не дать полностью загладить поле, на котором потом, не дай бог, вырастут совершенно ядовитые семена. Вот в этом Запад может помочь. А решить проблемы всей страны в целом мы можем только сами”.
euronews:
“Россия, похоже, добилась очень важной для себя роли на международной арене, например, в Сирии. Что вы думаете по этому поводу?”
Михаил Ходорковский:
“Я об этом говорил публично и отстаиваю эту позицию по сегодняшний день. Я считаю, что у нас достаточное количество внутренних проблем. Сирия для кремлевского режима – это не попытка какого-то позитивного влияния на ситуацию в мире. Это даже не отстаивание российских национальных интересов. Это защита собственного поста, собственной несменяемости власти. Это попытка перенести внимание российского общества с реальных проблем на проблемы виртуальные, существующие для российского общества только в телевизоре. С этой точки зрения, Путин и в Сирии не может быть надежным и долгосрочным союзником. Он решает свою личную проблему, а не проблему мира и не проблему России”.
euronews:
“Господин Ходорковский, мы начали с разговора о времени, которое вы провели в тюрьме и которое повлияло на вас как на человека. Не могли бы вы поделиться с нами самыми значимыми моментами тех времен лишения свободы?”
Михаил Ходорковский:
“В тюрьме я действительно провел 10 лет в достаточно жестких условиях. Я за это время повзрослел, потому что мне просто стало больше лет. И тюрьма мне дала время переосмыслить себя. Сегодня для меня время уже не имеет того значения, которое имело до тюрьмы. Я привык в тюрьме думать более длительными промежутками. Наверное, наиболее запоминающимся для меня был факт, что Россия – гигантская страна. Я часть своего тюремного заключения провел в 6000 километрах от Москвы, а другую часть своего тюремного заключения – рядом с финской границей, в часе от Москвы, но в другом направлении. Все люди, даже находящиеся в тюрьме, люди невысокого уровня – это люди одной культуры. Я приезжаю в Европу, и это все-таки мир многокультурный. В одном месте – это Германия, а переехал час – и это уже страна совершенно с другой культурой, например, Франция. В России вы едете, летите 7 часов, а культура остается той же самой. Это очень важное достижение нашей страны, и, в связи с этим, когда мне говорят, что Россия не может быть такой большой страной, что она должна быть разделена, я к этому отношусь очень насмешливо. Эти люди просто не понимают, что мы – единое целое”.