Цитата:
WIRED: Токсичность Илона Маска может стать катастрофой для Tesla
Стремительное падение продаж, электромобили, разрисованные свастиками, компании, исключающие Tesla из своих автопарков, и преданные поклонники, продающие свои машины — крайне правые выходки Илона Маска наносят серьезный удар по его бизнесу в сфере электромобилей.
Токсичность Илона Маска среди многих европейцев достигла такого уровня, что даже владельцы новостных сайтов о Tesla отказались от автомобилей этой марки в пользу других электромобилей. Джон Гиббс из Бирмингема, Великобритания, управляет, по его словам, «крупнейшим в мире сайтом с информацией об автомобилях Tesla». Он утверждает, что Tesla-info содержит «самую большую базу данных новых и подержанных автомобилей Tesla в мире». Когда-то Гиббс сам владел Tesla, но теперь пересел на электрический BMW iX.
То же самое произошло с Тимом Крайвангером из Нидерландов, основателем Tesla360 — нидерландского портала, посвященного Tesla. Недавно он продал свою Model Y и приобрел вместо нее Polestar. Оба предпринимателя объясняют свое решение поддержкой Маском крайне правых политических партий Европы и его неоднозначными жестами на митингах.
«Хотя в некоторых странах Маск может позволить себе жест, напоминающий нацистское приветствие, европейские рынки подобное не приемлют», — заявил Крайвангер в интервью WIRED. «Тень Второй мировой войны по-прежнему лежит на Европе». Вероятно, он прав: в Европе продажи Tesla стремительно падают. В Норвегии, где в 2024 году электромобили превзошли по числу продаж автомобили с ДВС, в прошлом месяце зафиксировано снижение продаж Tesla на 37,9%. Во Франции продажи упали на 63,4%, а в Испании — на 75,4%.
Крайвангер, владелец маркетинговой компании Stormachtig, запустил Tesla360 в 2020 году, а три года спустя открыл его немецкую версию. Владея несколькими автомобилями Tesla, он планировал обновить свой парк до обновленной Model Y Juniper стоимостью 59 990 долларов. Однако продажа его текущего Model Y обернулась значительными потерями: «Я получил лишь около половины от первоначальной стоимости», — признается он. «Но я не хочу быть ассоциированным с идеологией Маска».
Хотя он пока не отказался от своих доменов, управление сайтами остается анонимным, в то время как владение Tesla в Европе становится проблематичным. В социальных сетях распространяются фотографии автомобилей Tesla, разрисованных свастиками и оскорбительными надписями. Атакам подвергаются и автосалоны: в феврале в Гааге вандалы разрисовали выставочный зал Tesla лозунгами «Нет нацистам» и другими антифашистскими высказываниями.
В более крупном масштабе британская активистская группа Led by Donkeys совместно с немецким Центром политической красоты спроецировала изображение Маска с приветственным жестом на гигафабрику Tesla в Берлине, рядом с которой появилась надпись «Heil». «Вот кто такой Илон Маск на самом деле», — заявили активисты в своих соцсетях, сопровождая призывом: «Не покупайте Tesla».
Кампания против Tesla разрастается. Группа Everyone Hates Elon распространяет в Лондоне наклейки с антимасковскими лозунгами. Левый медиаресурс Novara Media сообщает, что «сотни» владельцев Tesla обнаружили на своих машинах наклейки с карикатурой Маска с усами, напоминающими Гитлера, и надписью «Не покупайте свастикар».
Некоторые владельцы Tesla сами стараются дистанцироваться от компании, наклеивая на автомобили лозунги вроде «Я купил это до того, как мы узнали, что Илон сошел с ума». «Я наблюдаю резкий рост продаж таких наклеек по всей Европе», — говорит Мэттью Хиллер из гавайской компании Mad Puffer Stickers. «Лидеры среди покупателей — Франция, Норвегия и Великобритания». Сам Хиллер ранее хотел купить Tesla, но изменил мнение после того, как увидел влияние Маска на Twitter: «Продвижение крайне правых взглядов, дезинформация, блокировка неугодных — это меня окончательно отвернуло от покупки Tesla. Теперь это как кепка MAGA на колесах».
Жест Маска способствовал взрывному росту продаж антимасковских наклеек. «С момента этого инцидента мы продаем по 500 наклеек в день», — утверждает Хиллер. «Это стало моментом осознания даже для тех, кто раньше не обращал внимания».
Даже среди акционеров Tesla растет недовольство. Карен Робертсдоттир из Рейкьявика, Исландия, долго защищала компанию, но теперь признает, что больше не может этого делать. «Раньше в исландских группах Tesla не обсуждалось, можно ли покупать их машины из-за Илона, но теперь это повсеместно», — написала она в комментариях на YouTube-канале Tesla.
Робертсдоттир, ныне работающая разработчиком программного обеспечения в исландской авиадиспетчерской компании Isavia, когда-то была основателем Celadon Applications — американского стартапа, создававшего ПО для электромобилей. В 2023 году она выдвинула на собрании акционеров Tesla резолюцию с требованием к совету директоров разработать план преемственности для Маска, поскольку его поведение создает риски для компании. Однако резолюция была отклонена.
Некоторые инвесторы уже приняли меры: в январе крупнейший пенсионный фонд Нидерландов ABP продал акции Tesla на сумму 782 миллиона евро. В Германии сеть магазинов Rossmann отказалась от Tesla в пользу других электромобилей, заявив, что ценности компании несовместимы с идеологией Маска. Энергетическая компания LichtBlick также прекратила сотрудничество с Tesla, объясняя это поддержкой Маском крайне правых партий.
Пока Tesla теряет позиции, конкуренты набирают обороты. «Мы наблюдаем рост числа клиентов, переходящих на Polestar», — отмечает генеральный директор Polestar в Германии Михаэль Лошеллер. Он назвал поддержку Маском правопопулистов «абсолютно недопустимой».
Конечно, падение Tesla в Европе объясняется не только политикой Маска. Модельный ряд устарел, а цены остаются высокими. Тем не менее, поведение Маска играет ключевую роль в падении репутации бренда. В 2024 году продажи Tesla в ЕС упали на 13%, а в ряде стран — значительно сильнее. В Германии в январе было зарегистрировано всего 1 277 новых автомобилей Tesla — на 59,5% меньше, чем годом ранее.
Tesla отказалась от комментариев, но в Европе компания столкнулась с серьезным кризисом. Согласно опросу нидерландского издания EenVandaag, из 432 владельцев Tesla 31% либо уже продали машину, либо обдумывают это. 40% опрошенных признались, что испытывают неловкость, владея автомобилем этой марки. Для автопроизводителя такие показатели — настоящий кошмар.