Цитата:
Ю.Латынина― Вы знаете, я боюсь, что Барак Обама сейчас не очень популярен в Израиле. Я сейчас просто объясню, почему это происходило, почему это было важно для Америки. Это сыграло, конечно, скорее отрицательный, я думаю, эффект. Было три пункта. Один пункт – это создание того самого Палестинского государства, потому что Барак Обама хочет войти в историю, как миротворец на Ближнем Востоке и создатель Палестинского государства. Нетаньяху, соответственно, категорически против. Тут они расходятся.
Второе: Барак Обама хочет заключить ядерную сделку с Ираном – опять же Нетаньяху категорически против. Но на самом деле, я думаю, есть еще один очень важный фактор. Это, как ни странно внутреннее влияние Нетаньяху, не то что влияние на американский истеблишмент правый. Обама – представитель левого истеблишмента. Соответственно, Обаму не любит правый американский истеблишмент. Для правого американского истеблишмента Нетаньяху, который последовательно говорит: «Нет ядерной сделке с Ираном!», который последовательно говорит: «Нет палестинскому государству!» – для американского правого истеблишмента Нетаньяху свой.
И была совершенно потрясающая история, которая случилась две недели назад: Биньямина Нетаньяху пригласили выступать в американский Конгресс, конечно, никогда бы не пригласили Путина. И он там произнес совершенно потрясающую речь, которая была речью мирового лидера, и которая была, кстати, речью, в том числе, американского консервативного лидера, то есть он выступал как внутренний соперник Обамы – это очень важно. И это была такая, ехидная речь, потому что Нетаньяху начал с того, что США всегда поддерживает Израиль. Он рассказал, как Барак Обама позвонил премьеру Израиля в 2010 году сразу пожара на горе Кармель. Потом Нетаньяху перешел к делу, к Иранской угрозе. Он напомнил, что Иран – это страна, которая ставит своей целью уничтожение Израиля; напомнил, что Хезболла – дочерняя компания Ирана, ставит своей целью уничтожения евреев. «Если все евреи соберутся в Израиле, то это избавит нас от необходимости собирать их по всему миру», - это слова лидера Хезболлы. Он напомнил, что Иран – этот тоталитарный режим, это экспорт джихада; что в то время, когда Иран ведет ядерные переговоры с США, он проводит военные учения по подрыву американского авианосца; что эти самые люди возлагают только что венки на могилу Имада Мугния, который убил больше американцев, чем Бен Ладен.
И там были потрясающие слова: «Война между Ираном и «Исламским государством» не превращает Иран в друга Америки. Иран и ИГИЛ соревнуются за первенство в деле воинствующего ислама. Оба хотят создать воинствующую исламскую империю сначала на Востоке, потом во всем мире и просто не согласны в том, кто будет править этой империей». Там были такие слова: «Когда речь идет об Иране и «Исламском государстве», то враг твоего врага – твой враг. А разница в том, что «Исламское государство» вооружено мясницкими ножами, а Иран благодаря Обаме может быть вооружен баллистическими ракетами и ядерным оружием».
И в заключение, конечно, Нетаньяху просто сказал прямым текстом, что если Америка не будет этого делать, то Израилю придется раздолбать иранскую ядерную программу в одиночку. И это был израильский политик, который бросил вызов американскому президенту в его самых святых леволиберальных убеждениях прямо на собственный территории этого американского президента и бил его ниже пояса в том, что для него более всего важно – внутренняя политика. И я вам процитирую просто только одну фразу. Это фраза из газеты The New York Times.
А.Нарышкин― Давайте.
Ю.Латынина― Как она освещала выборы, победу Нетаньяху. Она заявила, что Нетаньяху – это трус, которые занимается расистскими выходками и нагнетает военную истерику. Знаете, в стиле газеты «Правды». И типа вот «он свой народ вовлекает в военную истерику в то время как он потерял, - пишет газета The New York Times, - «право выступать от имени израильского народа…». Это The New York Times определяет может или не может только что избранный победитель прошедших парламентских выборов выступать от имени израильского народа. И дальше The New York Times пишет, что настоящие проблемы Израиля - это бедность, неравенство социальное, - а вот тут этот самый… занимается war hysteria - военной истерикой.
И очень грязная была кампания. Я вам просто для смеха расскажу, что одним из хитов сезона в этой кампании стали пустые бутылки, которые сдавала Сара Нетаньяху, жена премьера. То есть там есть резиденция. Резиденции полагается какое-то количество вина за много лет. Там был завхоз резиденции, который ушел за некоторое время, убежал и стал рассказывать про разное грязное белье. И сначала он сказал, что вот столько-то вина на столько-то шекелей выделили. Все разделили количество шекелей на количество выпитого вина – получилось 136 шекелей за бутылку. Но это получается, что гостей на приемах поили сивухой. Все рассмеялись. Тогда выяснилась новая подробность, что эти пустые бутылки Сара Нетаньяху сдавала, и все стали кричать: «Батюшки! Сара Нетаньяху украла деньги за 4 года». Ну представляете, сколько можно сдать на пустых бутылка, даже если их будет очень много? Вышло 4 тысячи шекелей, причем выяснилось, что два года назад эти 4 тысячи шекелей были возвращены в казну.
Просто это тот уровень скандала, которым занимались левые. В глазах избирателя это, конечно, произвело, я боюсь, обратное впечатление, потому что, если оказывается, что если вам нечего предъявить политику, который 9 лет находится у власти, кроме пустых бутылок – ну слушайте, это просто святой человек!
И, конечно, собственно, вот о чем интересней всего сказать, что, с моей точки зрения, Израиль – это та единственная страна, где работает всеобщее избирательное право, действительно работает, потому что эта страна находится под угрозой постоянной войны, и несмотря на то, что избиратель, он любит обещания левых, которые обещают булки на деревьях, всеобщую социальную справедливость и так далее, - все-таки, когда речь идет о воюющем государстве, избиратель понимает, что социальная справедливость социальной справедливость, но вот надо выживать. И вот эти израильские левые, которым все прочили победу, которых бесспорно поддерживала в той или иной степени Америка, а уж идеологически - это вообще просто с победными знаменами поддерживала, - они потерпели неожиданное для социологов поражение, потому что избиратель проголосовал за Нетаньяху, который обещал безопасность, а булки на деревьях не обещал. Вот еще раз повторяю: я не люблю всеобщее избирательное право именно потому, что оно поощряет безответственных политиков, но Израиль – это то исключение, которое подтверждает правило. Потому что, когда страна воюет, то люди…
А.Нарышкин― Мобилизованы в каком-то смысле, постоянно находятся в тонусе
Ю.Латынина― Да, то есть это просто счастье для евреев, что у них существуют арабы, иначе бы все евреи давно передрались между собой, а страна бы погрязла в бюрократии.