"Как Европа слезает с «энергетической иглы» России.
Старый Свет готовится к реализации самого масштабного экономического проекта за последние 60 лет. В 1952 году было создано Европейское объединение угля и стали. Отраслевая ассоциация сформировала предпосылки для рождения ЕС. И вот теперь Брюссель объявляет о закладке первого камня в фундамент Энергетического союза. Основная цель новой структуры — либерализация топливного рынка, развитие на нем полноценной конкуренции. По замыслу европейских бюрократов, это позволит снизить цену на газ для потребителей.
Чтобы добиться своего, Европе необходимо решить три задачи.Первое, и самое главное, — слезть с «газовой иглы» России. В интервью британской The Guardian еврокомиссар по Энергосоюзу Марош Шефчович сказал, что для этого ЕС построит альтернативный «Южный поток». Он пройдет через Иран, Ирак, Туркменистан, Азербайджан и Турцию. По оценке Шефчовича, крупнейшая в мире труба будет стоить около 45 миллиардов долларов.
В этот план хорошо вписывается реанимация проекта Nabucco. 4 марта премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали соглашение о восстановлении работ над этим газопроводом...
Второй шаг к независимости — контроль над сделками европейских государств. Еврокомиссия собирается жестко следить за проведением единой политики при импорте топлива. Она получит статус энергетического регулятора: страны ЕС будут согласовывать с ним параметры контрактов с зарубежными поставщиками. Раньше они просто ставили комиссаров перед фактом — чиновники получали документы уже после их подписания. Теперь Еврокомиссия проследит за тем, чтобы никто не смог занять доминирующего положения на рынке.
Второй шаг к независимости — контроль над сделками европейских государств. Еврокомиссия собирается жестко следить за проведением единой политики при импорте топлива. Она получит статус энергетического регулятора: страны ЕС будут согласовывать с ним параметры контрактов с зарубежными поставщиками. Раньше они просто ставили комиссаров перед фактом — чиновники получали документы уже после их подписания. Теперь Еврокомиссия проследит за тем, чтобы никто не смог занять доминирующего положения на рынке....
Наконец, европейских потребителей уже давно беспокоит механизм образования цен на голубое топливо. Сейчас в большинстве контрактов его стоимость привязана к нефтяным котировкам. В ЕС уверены, что рынок должен отказаться от этой традиции. Альтернативный способ ценообразования — использование цен на газовых хабах, в узловых точках энергетической инфраструктуры. Проще говоря, хаб — это своего рода топливная биржа. Стоимость газа на ней зависит не от прописанной в долгосрочных контрактах цены на нефть, а от текущих объемов имеющегося газа и потребительского спроса. Это и обеспечивает справедливую, по мнению Брюсселя, стоимость топлива.
Европа планомерно переходит именно на биржевую модель. По информации The Economist, доля газа, который приобретается на хабах, выросла в Европе с 15 до 50 процентов за последние 7 лет...
http://lenta.ru/articles/2015/03/06/newunion/